Основная информация

Вандомская площадь расположена в 1 округе Парижа; застроена она была в конце правления Людовика XIV на месте владений герцога Вандомского (сына Генриха IV). Проект был разработан известным зодчим Жаном Ардуэн-Мансаром и предусматривал классическую схему «королевской» площади: барочные особняки, образующие замкнутый прямоугольник, и конная статуя монарха в центре. Реализован проект был в 1699-1720 годах. Сначала была установлена статуя короля с гигантским париком на голове (одна из ее моделей хранится в Эмитаже), затем приступили к строительству зданий. Однако очень скоро королевская казна иссякла, и архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы спасти идею проекта: Мансар срезал углы площади и придумал «экономичную» форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком (с тех пор они называются «мансардами»). Закончен проект был уже при Людовике XV и без участия самого Мансара, скончавшегося еще в 1708 году.

В самом начале Революции бронзовая статуя короля была сброшена с пьедестала и переплавлена. При Наполеоне I на том же пьедестале была установлена Аустерлицкая колонна, позднее переименованная.

При Бурбонах владельцами зданий на площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.

В наши дни на площади располагаются известный отель "Риц", Министерство юстиции Франции и несколько особняков.

В 1770-х годах владельцем особняка № 12 был казначей морского флота барон Бодар де Сен-Джеймс, известный более всего благодаря тому, что заплатил за изготовление знаменитого ожерелья королевы Марии-Антуанетты, таинственным образом исчезнувшего во время Великой революции. В 1839-1849 гг. здесь находилась резиденция русского посла. В 1849 г. в течение четырех месяцев в особняке жил Фредерик Шопен (скончался здесьже 17 октября). С 1907 года особняк принадлежит династии ювелиров Шоме. Один из них изготовил в свое время шпагу, императорскую корону и меч для Наполеона, тиару, подаренную Наполеоном папе римскому Пию VII, украшения для императрицы Марии-Луизы.

Особняк № 13 - бывший особняк Люильера, в период Второй империи – министерство юстиции. В 1795 г. на фасаде здания был укреплен мраморный метр-эталон, с тем чтобы парижане привыкли к новой мере длины.

В доме под номером 14 в 1814-1815 годах здесь размещалось посольство России.

Большой особняк под номером 15 - это один из самых роскошных отелей Парижа, всемирно известный «Риц», принадлежащий египетской семье аль-Файед. В числе его постояльцев были американский писатель Скотт Фитцджеральд и трагически погибшая принцесса Диана. Отель фигурирует во множестве фильмов и книг, повествующих о жизни высшего общества.

Особняк № 16 - еще одно историческое здание на Вандомской площади. Помимо прочих, здесь жил Франц-Антон Месмер – австрийский лекарь-шарлатан, прославившийся своей теорией и практикой «животного магнетизма». В 1780-х годах вся парижская знать стремился попасть на его сеансы лечения нервных болезней «магнитными флюидами», что позволило Месмеру нажить огромное состояние. Однако позже он был разоблачен и бежал в Англию

Дома 17 и 19 принадлежали в XVIII в. семейству банкиров Кроза. Пьер Кроза и его племянник Луи-Антуан собрали богатейшую коллекцию западноевропейской живописи. По совету Дени Дидро русская императрица Екатерина II приобрела эту коллекцию. С тех пор полотна Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ватто из парижского особняка Кроза украшают залы петербургского Эрмитажа.

Особняк № 23: в XVIII в. принадлежал шотландскому дельцу Джону Лоу. В 1725 г. предприимчивый шотландец открыл в Париже «Генеральный банк» и «Индийскую компанию», монополизировавшую освоение богатств далекой Луизианы. Акции компании шли нарасхват. Лоу втянул в авантюру множество доверчивых парижан, включая самого регента, который разрешил ему прибавить к названию банка слово «королевский». Ловкий шотландец тиражировал тоннами ничем не обеспеченные деньги и акции, пока среди парижан не началась паника: каждый хотел избавиться от обесцененных акций и банкнотов. Несостоявшиеся нувориши требовали, чтобы «продавец грёз» был наказан, и создателю одной из первых в мире «финансовых пирамид» пришлось бежать.

Также на Вандомской площади располагается одноименная колонна.
Вандомская колонна - это колонна высотой 44 метра спроектирована по образцу знаменитой колонны Траяна в Риме, но выше ее почти на 14 метров. Бронзовый ствол колонны отлит из 1250 австрийских и русских пушек, захваченных войсками Наполеона в ходе Аустерлицкого сражения. На стволе – 76 барельефов с эпизодами военной кампании 1805 года. Мраморный пьедестал бывшей королевской статуи покрыт бронзовыми изображениями воинской амуниции и оружия австрийских и русских войск.

Колонна была сначала увенчана статуей Наполеона в римской тоге. В 1814 г. статуя была снята союзниками, и использована (вместе с другой статуей Наполеона) для отливки конной статуи Генриха IV, установленной на Новом мосту, а на верху Вандомской колонны был укреплен белый флаг. В 1833 г. при короле Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона I – на этот раз в виде «маленького капрала».

Во время Парижской коммуны известный художник с неоднозначной репутацией Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, настоял на том, чтобы Вандомская колонна («символ грубой силы и ложной славы») была демонтирована. При огромном стечении народа колонну столкнули с пьедестала на гигантскую подстилку из соломы и навоза. При падении она и стоявшая на ее вершине статуя Наполеона, разумеется, раскололись на куски. Эта акция дорого обошлась Курбе: после скорого падения Коммуны его обязали восстановить колонну за свой счет. Художнику пришлось продать почти все свои картины для покрытия расходов; после этого он уехал в Швейцарию, где он и провел остаток своих дней в нужде.

При Наполеоне III на колонне была установлена новая статуя Наполеона I, опять же в тоге римского императора.

В наши дни Вандомская площадь - популярное туристическое место. На самой площади и на подступах к ней находится множество бутиков и кафе.

Владимир Маяковский о Вандомской колонне:
Если б был я
Вандомская колонна,
я б женился
на Place de la Concorde.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв